|
Бодиарттерапия, или лечебный грим, применение в целях психотерапии.
Внешность человека, является единственным качеством личности, проявляющим себя в физической, материальной форме и, несомненно, постоянно принадлежащим индивидууму. Если все прочие составляющие качества личности, возможно представить себе лишь умозрительно, то тело, лицо, можно увидеть глазами, прикоснуться, потрогать. Поэтому работа с внешностью, трансформация ее, может оказывать значимое по своей глубине, воздействие на психику человека. От этого отталкивается идея лечебного грима, или бодиарттерапии. На наш взгляд, объем, и значимость зеркальной составляющей в строении Я-концепции личности занимают гораздо больше места, чем простое упоминание о внешности, как лишь об одном из когнитивных компонентов. Бодиарт и бодиарттерапию, изобрели люди еще в давние времена. Во время празднеств, обрядов, в различных племенах, было принято раскрашивать лица и тела. Таким образом усиливался и реализовался хепенинг, или первопраздник, выполняющий катартическую роль в обществах. В сегодняшнем мире мы можем наблюдать подобное во время карнавальных шествий, вечеринок бодиарт и других мероприятий. Однако, во многом нарисованные на теле маски и рисунки, выполняли практические функции. На охоте, войне, использовались определенные цветовые сочетания и символические рисунки, призванные придать храбрости воинам или охотникам, защитить от злых духов и призвать необходимые качества в делах подобного рода. В романе Войнич «Прерванная дружба», Овод отправляется в племя индейцев, предварительно раскрасив лицо, чтобы приняли его за своего. После, он рассказывает, как помогла ему маска - он зеленел от страха, но никто этого не мог заметить. Маска защищала его. Это, конечно, частный случай, но здесь можно вспомнить функции женского макияжа, являющегося своего рода маской. Женщина отправляется в парикмахерскую, чтобы изменить что-то в своем облике, в своей жизни. Меняет прическу, макияж и желает выйти оттуда обновленной и привлекательной. Актеры в театре, гримируясь перед спектаклем, осуществляют вхождение в образ (смена маски). В начале 20 века бодиарт снова начал завоевывать популярность, теперь уже в "цивилизованном" обществе.
В терапевтических целях бодиарт в виде лечебного, в начале макияжного, грима, впервые начал использоваться в Институте Маскотерапии, как вспомогательная техника, в дополнение к скульптурному портретированию. Затем, объединившись с интервью "О зеркальных переживаниях", получил дальнейшее развитие в самостоятельную методику. Изменения в состоянии в процессе бодиарттерапии. Физиологические параметры (роль массажа лица перед зеркалом, визуальный контакт (изменение привычной формы, пластики лица, цветового наполнения),тактильный контакт): исчезновение, появление болей, сенсорных ощущений, изменение ЧСС, ЧДД, напряжения, расслабления в теле, отдельных группах мышц. Эмоциональный фон. Изменение привычной позы. 1я фаза гипноза, повышение внушаемости. Эффект последействия. Снижение концентрации внимания на внешних объектах, состояние «обращенности к себе», расслабленность, спокойствие, иногда активизация.
|
|
|