Комментарии на сайте

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 21:53

Рассмотрев то, что, отличаясь, выделяется в сеансах бодиарттерапии, проводимых непосредственно художником, подробнее остановлюсь на интересных инновациях, привнесенных в этот метод доктором А. В. Александрович, с которой мне также посчастливилось сотрудничать, в созданном ею психотерапевтическом центре.

Необыкновенен в своей трогательности и значимости процесс гримирования попарно сомкнутых рук пациентов, сидящих друг против друга. В нем участвуют все: художник, наносящий грим, пациенты, взаимно открывающиеся с совершенно новой стороны, врач, проводящий опрос и фиксацию настроений.

Оригинальна попытка раскрасить непосредственно зеркальный образ, но совершенно уникальны детально продуманные в сложной зависимости этапов ночные сеансы. Вариант работы ночью с пациентом существовал и ранее, но как правило без строго определенной схемы, более интуитивно, спонтанно. Нестандартность же подхода Аллы Владимировны именно в организации «ночной жизни», как раз в то время, когда человек обычно расслаблен, размягчен ( а попросту - спит ). Мало того, что все жизненные процессы вынуждены протекать в авральном режиме, и больной становится более податливым для терапевтических акций: момент сопротивления его личности понижается, эмоции и чувства обострены, он более внушаем и вместе с тем агрессивен, так он при всем при этом становится центром, квинтэссенцией действа, соединившего сложнейшую, филигранную работу с феерическим праздником, с участием фотографов, психологов, художников. Все это крутится, вертится, то вдруг неожиданно замирая, словно все внезапно устали и оцепенели, то вновь разражаясь безудержным потоком слов, смеха, слез, движений. Все не так, как всегда, все не как обычно. Обязательны психологические тесты до, во время и после сеанса, обязательна работа над портретом, обязательно ритуальное чаепитие с загримированным пациентом, который не только не ощущает своей наготы, а наоборот подчас считает, что одет лучше, чем окружающие. Могут присутствовать свечи, старинные гадания. Витают разговоры об искусстве, смысле жизни. О том, что спать хочется, и думать никто не думает. Возврат к жизненным реалиям происходит только с проблесками утреннего света за окном. Печальное смывание грима, потухшие краски и безмерная усталость, соседствующая с чувством чего-то необыкновенно важного, совершенного тобой. И это у всех. У всех присутствующих. Без исключения. Мне запомнился случай с плохо слышащей девочкой, обычно не снимавшей слуховой аппарат. Во время чаепития на ночном сеансе все живо обсуждали ее жизнь в интернате. Она смеялась, рассказывала веселые истории, отвечала на вопросы любопытствующих и только с рассветом обнаружилось, что аппарат-то И. надеть забыла… И еще. Один пациент, сначала смущенно раздевшийся, потом облачившийся в красочное одеяние грима и совершенно позабывший про свою обнаженность, расковано двигающийся, разговаривающий, вдруг остановился и произнес:”Я не чувствую раздетости тела, но я весь открыт!”

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 21:40

Художником применяются три типа гримирования:

Грим кратковременного лечебного воздействия – наносится пациентам, страдающим острыми болевыми ( реальными или мнимыми ) приступами, в геометрическом стиле.



Грим долговременного лечебного воздействия ( серия из трех сеансов ) – дается установка на избавление от тех или иных проблем пациента или на создание необходимых новых качеств. Осуществляется в конкретном, абстрактном или композитном стиле.

Пейзажный грим – создание психоэмоционального портрета личности в конкретном или композитном стиле.

Причем при исполнении лечебных масок инициатива в выборе художественных форм исходит от художника, тогда как пейзажная маска подразумевает подсознательное давление психологического состояния модели на исполнителя ( через тактильный контакт ) и, по сути дела, определяет характер живописного изображения. Слово «модель» употреблено умышленно, так как пейзажные маски наносятся и абсолютно здоровым людям – как своеобразное произведение искусства.

Взависимости от состояния больного используются следующие варианты гримирования:

- автопортрет ( выполняет пациент или художник по его указаниям )

- портрет ( гримирование лица )

- «живая скульптура» (гримирование полностью фигуры )

- гримирование кистей рук

- композитный ( например, гримирование лица и кистей рук )

Краски, необходимые для работы, зависят от варианта гримирования: лицо и кисти рук – театральный грим, фигура ( «скульптура» ) – гуашь. В последнее время интересных эффектов можно было добиться, смешивая гуашь с театральным гримом ( исключается для лица ).

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 21:31

Сеанс бодиарттерапии, проводимый художником – это исключительно творческая во всех проявлениях процедура. Полное и абсолютное погружение в искусство. Особенно характерен для рассматриваемого процесса пейзажный грим. Однако, переходя к типам гримирования, следует ознакомиться со стилями грима, определяющими способы художественного выражения, которые подразделяются на:

Конкретный – реальные, детально прописанные и хорошо узнаваемые образы

Абстрактный – разнообразные сочетания цветовых пятен, полос, линий

Геометрический – композиции из геометрических фигур

Композитный – сочетание двух и более стилей в зависимости от создаваемого художественного образа.

Для усиления эффекта грима следует учитывать значение цветов и областей лица.

Области лица:

Лоб – мыслительная деятельность

Нос – область физиологических потребностей ( еда, питье, азартные игры и

т. п. )

Глаза – естественное состояние ( веки, брови – для выделения глаз: гасить,

подчеркивать эмоции )

Подбородок – волевое начало ( характер )

Уши – чувственное начало

Цвета:

Красный – крайнее возбуждение

Черный – нейтрализующий цвет ( гасит все эмоции )

Синий – пессимистично-рассудочный ( чересчур трезвый и суровый )

Голубой – холодный, успокаивающий, но не подавляющий

Розовый – романтичный (цвет приятных мечтаний )

Желтый – хорошее, теплое настроение

Оранжевый - радость

Коричневый, бежевый ( различные оттенки ) – нейтральные тона,

характерные для спокойного состояния

Белый – фоновый цвет ( подчеркивает и выделяет нужные тона. Сам по себе

нейтрализует личность: делает «никакой» )

Зеленый – успокаивающий, придает устойчивое, ровное настроение

С увеличением интенсивности тона увеличивается эмоциональное воздействие.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 20:55

Начнем непосредственно с процедуры. В отличие от врача художник располагается перед пациентом: лицом к лицу. Данная поза предопределена традиционным положением «художник – мольберт (картина)». Месторасположение зеркал любое ( сзади, сбоку, спереди ), но наличие их обязательно. Таким образом работа происходит не с зеркальным двойником, а непосредственно с личностью больного. Не имея возможности полностью отвлечься на свой образ в зеркале, пациент становится более открытым для контакта ( отождествление себя с зеркальным двойником произойдет позднее, после завершения работы-картины, а полное отождествление зеркального двойника с собой – при снятии грима, когда художник стоит за пациентом ). Крем-основа не накладывается, так как она будет являться «защитным экраном» для взаимодействия цвета с кожей, естественным проводником во внутренний мир человека. Не ложащийся, «расплывающийся» цвет грима, мимические реакции на те или иные мазки сигнализируют художнику о соответствии наносимого рисунка эмоциональному состоянию больного. Легкий массаж выполняется в процессе работы. После завершения наложения грима ( иногда во время ) пациенту рассказывается «легенда» маски. Так, например, Т.И. была сделана маска «Сомнения» - разноцветная, мозаичная. Цвета как бы притягивали различные переживания, нерешенные вопросы, проблемы молодого человека. Снимая грим, мы «снимали» его тревогу. В этот момент Т. расслабился, ожил, смотрел на мир веселыми глазами.

Ватки, на которые переходит снятый грим, заворачивают в бумагу и, как правило, выбрасывают в проточную воду, но в некоторых случаях негативность проявившегося изображения так велика, так остро неприятна пациенту, так сильно желание избавиться от этой внутренней боли навсегда, что требуется более действенное средство уничтожения носителей-ваток – сожжение. Иногда же, напротив, сделанная маска светла, приятна, любима больным, и он не хочет расставаться с ней, ища постоянной поддержки, «подпитки» теми позитивными ощущениями, которые она ему дала. В такой ситуации носителей лучше закопать в землю, в которой, как известно, ничто не исчезает, лишь перерабатывается, а освобожденная положительная энергия будет вечно сопровождать пациента.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 19:13

В таком случае возникает справедливый вопрос:”А зачем вообще привлекать к работе далекого от проблем психотерапии человека искусства?” Кесарю кесарево… Не так все однозначно. На самом деле эта отдаленность только кажущаяся. Настоящий художник по своему эмоциональному настрою всегда стоит как бы на грани между нормальным и ненормальным состоянием психики. Он как никто ближе к образу жизни душевнобольного человека. Накладывая краски грима на кожу лица больного ( только пальцами! ), художник сливается с ним в одно целое. Он физически ощущает, какая по тону краска, в какой области и какой формы цветовое пятно должно быть нанесено. При этом контакт с больным налаживается сам собой, естественно, как само собой разумеющееся. Испортить возникшие отношения довольно трудно, как сложно разделить сиамских близнецов.

Вышесказанное однозначно определяет задачу сеанса терапевтического бодиарта, проводимого художником – эмоционально-контактная. Специалист-медик, не имея фундаментальной художественной теоретической и практической подготовки, ставит перед собой при нанесении грима уже совсем другую задачу: лечебно-изучающую. Эта неодинаковость задач и объясняет все те различия, которые существуют в технике исполнения, вариантах и целях гримирования, типах масок, применяемых в работе, но при всех обстоятельствах неизменно одинаковым всегда остается эффект, производимый данным процессом. Цвет, вступая в непосредственный физический контакт с пациентом, оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие не только на сознательном, но и на подсознательном уровне, усиливаясь при оформлении цветовых пятен в конкретные художественные образы, тесно связанные с внутренним миром больного. Пациент до сеанса, во время сеанса в гриме, после снятия грима и окончания сеанса бодиарт-терапии – это абсолютно разные структуры. Изменения после возвращения к будничной жизни идут в двух направлениях: возврат к старому порядку с чертами нового или создание совершенно нового порядка. Известный врач-психиатр Г. М. Назлоян в своей книге «Портретный метод в психотерапии» подробно рассмотрел все аспекты бодиарт-терапии – оригинального метода, разработанного им в 1988 году и успешно практикуемого коллективом работников под его руководством. Мне же, члену Творческого Союза Художников России и Союза Московских архитекторов, проработавшему с этим удивительным доктором в течение восьми лет, хотелось лишь заострить внимание на наиболее характерных отличительных моментах сеансов терапевтического бодиарта, проводимых именно художником.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 18:27

БОДИАРТ ТЕРАПИЯ – ОБНАЖЕНИЕ ОБНАЖЕННОГО

Автор Мочалова Ольга Борисовна
11.11.2011 г.
Художники… Неприкаянные, ранимые, закрытые в своей открытости… Они всегда искали возможность объяснить свой внутренний мир, и чем более сложным он был, тем более нестандартными оказывались формы выражения, трансформируясь в новые техники, течения и направления в искусстве. Так появился «бодиарт» - роспись обнаженного человека. Это действительно необыкновенно интересно: наносить рисунок на живое, подвижное человеческое тело.
Твоя картина, твой мир как бы отделяется от тебя, начиная жить своей непредсказуемой жизнью, изгибаясь, меняя формы, оттенки, то кокетливо прячась в тени, то бесстыдно раскрываясь в самых нелепых сочетаниях. Взлелеянный тобою внутренний образ становится даже не трехмерным, потому что воинственно захватывает пространства прошлого, настоящего и будущего. Только что родившись, он уже немедленно обречен на гибель. Поэтому так жадно стремится жить и меняться. Художник еще работает, кисточка еще летает в его руке, нанося очередные мазки, а на теле модели штрихи и цветовые пятна уже существуют самостоятельными, завершенными произведениями, тем не менее постоянно обновляющимися. Однако каждый этап – сиюминутен и закончен. Вещь удивительная, завораживающая и простая в своей трагичности и жизненной силе. Подобно сгорающей спичке. Только что бушевали жаркие страсти – и пепел… Остаются только сухие фотографии, никак не отражающие всего таинства процесса. А что же художник ? Разве ему не жаль, что его мир, его душу, только что такую живую и трепещущую смыли мочалкой и мылом ? Ничуть. Ведь он видел его! Не чувствовал, не ощущал нечто такое переливчатое, не статически закрепил ( какую-то часть, пусть даже и похожую ) на холсте. А видел. Бесконечно близким и бесконечно далеким. Все наслаждение, вся щемящая боль именно в этом. Здесь важен процесс, диалог художника и его внутреннего мира, безликим носителем которого является модель. Кстати о модели: может быть девушка, может быть юноша или дама с пышными формами – да не важно… О ее душе или внутреннем мире никто и не задумывается. Она просто носитель, живой холст… Живой холст. Она живая эта модель. И на ее внутреннем мире безусловно и сильнейшим образом отражается то, что было изображено. Это уже скрытый диалог художника ( незамеченный и ненужный ему в его творческом экстазе ) с «живым холстом». Четверная связь, меняющая всех участников действа: художник – его внутренний мир – внутренний мир модели – изменившаяся модель. Изменившаяся неосознанно для себя ( неизвестно в какую сторону ). И этот момент – уже не чистое искусство, это оказанное влияние. А если это влияние оказано не бессознательно, а с определенной целью, то это «терапевтический бодиарт» - метод психотерапии, бодиарттерапия. При общей визуальной схожести абсолютно разные в расстановке акцентов художественные процессы. Фигурой номер один сеанса терапевтического бодиарта уже является модель. Однако и она теперь не модель, а пациент. Самоценная личность, обладающая сложной внутренней структурой, которую и надлежит понять, изучить, принять и в чем-то помочь изменить, нуждающемуся в этом человеку. Цветовые сочетания, форма и месторасположение рисунка – это инструменты для достижения именно данной цели. Работа настолько ответственная и сложная, что выполнить ее художнику ( если он, конечно, не является еще и психотерапевтом ) одному просто невозможно. Сотрудничество с врачом, контролирующим состояние больного – обязательно.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 18:02

Техника бодиарттерапии зарекомендовала себя, как самая эффективная, при работе с жертвами ЧС в Каспийске и Норд-Ост. См. статью.

NB! Восприятие грима и реакция на маску может быть самой разной - от бури эмоций при нанесении обычного макияжного грима, до легкого изменеия состояния при нанесении яркой маски.
Поэтому, неподготовленным людям, не рекомендуется проводить такую работу с другими людьми, не пройдя обучение и практическую подготовку! Первый принцип - не навреди!

Цвета:
Белый – нейтрализующий, фоновый, стирающий бытие
Красный – стимулирующий, жизнеутверждающий
Розовый – нежность, безусловная любовь, гармонизирующий
Желтый – цвет солнца, тепла, духовности, оранж- радость
Зеленый – спокойствие, жизненное пространство
Синий – холодный, мрачноватый, суровый, рассудочный
Голубой – спокойствие, размышления, строгость
Фиолетовый – равновесие, мистика, волшебство, иррациональность
Черный – нейтрализующий, гасит эмоции

Терапевтический бодиарт может применяться не только при лечении психических расстройств, психозов и неврозов, но и как самостоятельная техника в следующих случаях:
Как техника личностного роста, самопознания, трансформации.
Быстрое и эфективное снятие стрессовых состояний.
Проработка тягостных эмоциональных состояний.
Работа с изменением образа, имиджа.
В сочетании с любой другой техникой психотерапии, для повышения ее эффективности.

Автор статьи Кюн С.А, с использованием материалов МИМ.
Автор: Кюн Светлана Анатольевна
http://psychoart.ucoz.com/publ/bodiartterapija_ili_le..

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 17:33

Виды лечебного грима.

Макияжный грим (в помощь портрету, автопортрету (акцент на проблемных чертах) , 1 маска)
Грим-автопортрет (познание себя, образ себя (идеальный, негативный и пр.))
Пейзажный, грим-орнамент, радуга (изменение эмоционального фона, успокаивающий (мягкие линии, цвета), активизирующий (более насыщенные краски (в частности, красный, желтый цвета), резкие линии).
Прогрессирующий грим (постепенное насыщение или обеднение яркости цвета, в зависимости от реакции пациента, насыщение цветом используется для снятия сильного напряжения пациента)
Переакцентирующий грим (когда видит лицо в деталях и не может собрать его в целое, поэтапно лоб и глаза, середина лица, нижняя часть лица, по поводу каждой части подробный опрос с просьбой описать часть лица, изменение в соотношении черт, выразительности, мимики, после снятия как правило, лицо на время собирается)
Грим смерти-возрождения (стираем лицо, разрушение стереотипов восприятия внешности, стереотипов мышления; клиент не видит своего лица (качество), сопротивление, ассоциации со смертью, со снятием маски происходит рождение обновленного образа).
Характерный грим (грим грустного, злого, веселого лица, чаще по просьбе пациента, этнографический грим)
Симметрия-асимметрия (симметрия – больше в помощь автопортрету, собирающая лицо, симметричная линия по овалу лица дает эффект ощущения защищенности; асимметрия – расширяет представление о лице, подчеркивая одинаковые детали по-разному, более мягкий вариант уйти от стереотипии восприятия, чем грим смерти-возрождения, правое-левое, противопоставление и взаимодействие сторон. Асимметрия наблюдается и без краски как в лице, так и в теле всегда, отношение к правой и левой стороне лица, как правило, различно)

Грим-портрет (наиболее сложная техника, во многом построена на интуитивном восприятии терапевтом человека, которому делается маска, однако, с учетом результатов зеркального интервью, образа личности, эмоционального фона, предпочтения клиентом цветовой гаммы; как правило – абстрактный рисунок, м.б. симметричным и асимметричным, никогда не задается заранее, рисунок складывается по мере продвижения сам, иногда клиент может принимать участие в создании маски (часто возникают трудности с той деталью лица, которая является проблемной для клиента). В результате возникает очень комфортное состояние, происходит отождествление маски со своим лицом (Это же я! Настоящий!), принятие своего лица, его красоты и неповторимости. Всматривание, открытость в диалоге, погружение во внутренний мир, свободные ассоциации, вербализация переживаний. Состояние «праздника встречи». Эта техника очень успешно используется при работе со здоровыми людьми.
Бодиарт-статуя, бюст, кистей рук. При дисморфофобических, сексуальных расстройствах, нарушениях в восприятии схемы тела.
Грим-автопортрет (познание себя, образ себя (идеальный, негативный и пр.), работа над текущим переживанием)

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 17:15

Диагностика.

Интервью «Зеркальные переживания». Выявление проблематики.

Можно условно выделить три основные категории взаимоотношений с зеркальным двойником:
1) категорический отказ смотреть на себя в зеркало;
Пациент Илья Ф. отказывается смотреть на себя в зеркало как во время работы над автопортретом, так и во время сеансов бодиарттерапии; даже согласившись отвечать на вопросы интервью, он отворачивается от зеркала, закрывает лицо руками, зажмуривает глаза.
2) «функциональное» использование зеркала (по необходимости): при ответах на вопросы пациент смотрит в зеркало, затем снова оборачивается к интервьюеру; проходя мимо зеркала, бросает в него короткий взгляд, чтобы поправить одежду или прическу;
3) симптом фиксированности на свое зеркальном образе, постоянное рассматривание своего отражения;
Пациентка Наталья Л. отвечая на вопросы интервью почти неотрывно смотрится в зеркало, общается со своим зеркальным двойником и вербально, и мимически; при этом контакты с окружающими затруднены.

Виды зеркальных нарушений:

1) недифференцированность восприятия: неспособность дать детальное описание черт своей внешности;
2) оскудненное, формальное описание отдельных черт лица и фигуры;
3) негативная фиксация на деталях (монотематическая или политематическая) при отсутствии искажений в описании в целом;
4) выпадение общей картины лица при детальном описании отдельных черт;
5) внезапное «пропадание» отдельных черт лица;
6) игнорирование в описании реальных дефектов внешности.

Цели лечебного грима.
-Привлечение внимания к своему лицу, переключение внимания от обыденных дел на себя, повышение доступности в общении, изменение эмоционального фона, усиление процесса самоанализа, облегчение выявления действительно актуальных на данный момент вопросов, временная редукция продуктивной, негативной симптоматики, обогащение или выравнивание мимики.

-Грим в помощь портретированию.
-Грим в помощь автопортрету.
-Психодрама, ритмопластика, создание терапевтической атмосферы.
-Грим в сочетании с любыми другими техниками психотерапии. Цикл сеансов.
-Грим опекунам, параллельный грим.
-Как самостоятельная техника, направленная на принятие негативно воспринимаемых клиентом особенностей своей внешности.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 16:21

Бодиарттерапия, или лечебный грим, применение в целях психотерапии.

Внешность человека, является единственным качеством личности, проявляющим себя в физической, материальной форме и, несомненно, постоянно принадлежащим индивидууму. Если все прочие составляющие качества личности, возможно представить себе лишь умозрительно, то тело, лицо, можно увидеть глазами, прикоснуться, потрогать.
Поэтому работа с внешностью, трансформация ее, может оказывать значимое по своей глубине, воздействие на психику человека. От этого отталкивается идея лечебного грима, или бодиарттерапии.
На наш взгляд, объем, и значимость зеркальной составляющей в строении Я-концепции личности занимают гораздо больше места, чем простое упоминание о внешности, как лишь об одном из когнитивных компонентов.
Бодиарт и бодиарттерапию, изобрели люди еще в давние времена.
Во время празднеств, обрядов, в различных племенах, было принято раскрашивать лица и тела. Таким образом усиливался и реализовался хепенинг, или первопраздник, выполняющий катартическую роль в обществах. В сегодняшнем мире мы можем наблюдать подобное во время карнавальных шествий, вечеринок бодиарт и других мероприятий.
Однако, во многом нарисованные на теле маски и рисунки, выполняли практические функции.
На охоте, войне, использовались определенные цветовые сочетания и символические рисунки, призванные придать храбрости воинам или охотникам, защитить от злых духов и призвать необходимые качества в делах подобного рода.
В романе Войнич «Прерванная дружба», Овод отправляется в племя индейцев, предварительно раскрасив лицо, чтобы приняли его за своего. После, он рассказывает, как помогла ему маска - он зеленел от страха, но никто этого не мог заметить. Маска защищала его. Это, конечно, частный случай, но здесь можно вспомнить функции женского макияжа, являющегося своего рода маской.
Женщина отправляется в парикмахерскую, чтобы изменить что-то в своем облике, в своей жизни. Меняет прическу, макияж и желает выйти оттуда обновленной и привлекательной.
Актеры в театре, гримируясь перед спектаклем, осуществляют вхождение в образ (смена маски).
В начале 20 века бодиарт снова начал завоевывать популярность, теперь уже в "цивилизованном" обществе.

В терапевтических целях бодиарт в виде лечебного, в начале макияжного, грима, впервые начал использоваться в Институте Маскотерапии, как вспомогательная техника, в дополнение к скульптурному портретированию. Затем, объединившись с интервью "О зеркальных переживаниях", получил дальнейшее развитие в самостоятельную методику.
Изменения в состоянии в процессе бодиарттерапии.
Физиологические параметры (роль массажа лица перед зеркалом, визуальный контакт (изменение привычной формы, пластики лица, цветового наполнения),тактильный контакт): исчезновение, появление болей, сенсорных ощущений, изменение ЧСС, ЧДД, напряжения, расслабления в теле, отдельных группах мышц.
Эмоциональный фон. Изменение привычной позы.
1я фаза гипноза, повышение внушаемости.
Эффект последействия. Снижение концентрации внимания на внешних объектах, состояние «обращенности к себе», расслабленность, спокойствие, иногда активизация.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 15:18

О чем говорит ваше негативное отношение к тому или иному цвету?

Красный. Вы были отвергнуты кем-то, вы потерпели серьезное поражение.

Розовый. Вы не терпите ситуации, когда решение остается за другими людьми, когда вы не можете сами повлиять на исход чего-то.

Оранжевый. Говорит об умственном либо физическом истощении.

Золотой. Отвержение материального либо духовного благополучия.

Желтый. Вы были серьезно разочарованы, и вы утратили личную силу.

Зеленый. Говорит о вашем одиночестве, о сожалениях, о том, что вы были кем-то отвержены.

Синий. Вы боитесь допустить ошибку, потерять состояние, статус либо должность.

Бирюзовый. Вы боитесь открыто выражать ваши чувства, боитесь перемен в жизни.

Темно-синий. Говорит об утрате доверия. Кто-то когда-то подвел вас, обошелся жестко с вами.

Фиолетовый. Отсутствие возможности самовыражения.

Черный. Желание контролировать.

Коричневый. Вы боретесь за независимость, изменение отношения к вам.

Серый. Вы нуждаетесь в сотрудничестве, вам необходима поддержка семьи и друзей.

Елена Бык

Источник: efamily.ru

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 14:58

Оранжевый

Любимый цвет людей обладающих интуицией, страстных мечтателей. Согласно герольдике, этот цвет означает также лицемерие и притворство. В геральдике - цвет подлости, предательства.

Розовый

Любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.

Синий

Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир.
В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий - цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).
Широкую синюю ленту имеет Орден Подвязки, высшей рыцарский орден Британской короны. Орден был учрежден в 1348 году Эдуардом III.
Синий - цвет королевской власти и благородного происхождения.
Выражение «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у простых людей.
Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах.
Синий - цвет британской консервативной партии.
В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Фиолетовый

Цвет говорит об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности. Когда он неприятен - это признак развитого чувства долга, желания жить только настоящим. Это типичный цвет гармонично развитых людей.

Черный

Черный - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглащает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.
Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах прозошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.
Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.
В Японии черный - цвет радости.
В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. «Черная смерть» - название эпидемии бубонной чумы, уничтожевшей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.

Информация собрана, для объективности, из разных источников.
Источники информации: www.rоsdеsign.cоm, www.соlоrzonу.ru, www.раssiоn.ru, www.wikipеdiа.оrg, www.аstrоguidе.ru

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 14:40

Голубой

Голубой, как и белый, - это божественный цвет. Голубой ассоциируется с Юпитером, Юноной, Амоном-Ра, Вишной и другими богами.
В Китае голубой цвет - символ Дао. Священный Путь, принцип сущего.
Как и белый, голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции.
Светло-голубой цвет - символ непостижимого и чудесного.

Желтый

Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона - символ нерушимого брака, а холодные - символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции).
Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти.
В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император.
Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые «повязки позора». Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения.
Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Теперь желтый флаг поднимают, когда хотят сказать, что больных на судне нет (при заходе в иностранный порт).
В футболе и в правилах дорожного движения желтый - предупреждение.

Коричневый

Цвет и все его оттенки (цвет земли) Предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Когда же он неприятен, то это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Красный

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью.
В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет.
Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой".
Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Термин «красные» часто употребляется по отношению к коммунистам.
Красный - цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались «краснорубашечниками», так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи.
Красная роза - символ любви и красоты. Выражение «красный день календаря» произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами.
Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки).
Район, где находятся публичные дома, называется районом «красных фонарей», так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 14:29

Психологическое воздействие цвета

Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный - это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах традиционно белого цвета. Никому не придет в голову одеть белые одежды на траурную церемонию, а невесте присутствовать на свадьбе в черном платье. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура.

Каждый цвет имеет свою магическую силу. Ведь не просто так свадебное платье должно быть белым, потому что это символ чистоты. Розы, которые мы дарим любимым должны быть красными. В каждом цвете заложен свой магический символ. Мы предлагаем вам прочитать об основных цветах и что они означают.

Магия цвета

Белый

Божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.
Это цвет радости и праздника.
Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо.
Выражение «белая ворона» известно всем, а вот что такое «белый слон»? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном». «Печень цвета лилии» («белая печень») — выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови. «Показать белое перо» - проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.
Интересно, что слово «кандидат» происходит от латинского «candidus» («ослепительно белый»).
Белый голубь - символизирует мир, Святой дух.
Белые яйца - сотворение.
Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие.
Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.
В алхимии белый цвет связан с ртутью.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 14:22

Коричневый
Коричневый, затемненный желто-красный, возникает из оранжевого, к которому примешивают черный. Импульсивная жизненная сила красного благодаря затемнению тускнеет и сдерживается. Коричневый теряет экспансивный импульс и жизненную ударную силу красного. Он выражает телесно-чувственные ощущения. Любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому говоря об отношении к собственному телу. Мрачному, тусклому коричневому отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся неразрешима. Они бегут от здравого смысла, заглушают голос рассудка, ищут убежища в примитивных инстинктах. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. Особая склонность к этому цвету фиксируется у людей престарелого возраста. С помощью коричневого визуально легко подчеркнуть такие понятия, как опытность, возраст, мудрость.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 14:00

Фиолетовый
Фиолетовый оценивается как своевольный и экстравагантный, цвет компромисса и меры, благоразумия и рассудительности. Противоречивость фиолетового неслучайна: мужской красный цвет и женский синий сливаются в фиолетовом. В данном случае перед нами цвет, в котором мужское и женское начала неотделены. Фиолетовому часто отдают предпочтение гомосексуалисты. Согласно статистике, этот цвет предпочитают беременные женщины, однако сразу после родов он либо совсем отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
Общее психологическое ощущение фиолетового — чувствительность. Он выражает колебание между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью.Результаты опросов показали, что 75% детей до наступления половой зрелости. (в возрасте с недифферинцированными половыми признаками), предпочитают фиолетовый цвет.
Фиолетовый цвет (компенсирующий желтый) насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию. Соответствует планете Уран.

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством , то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому. Фиолетовый уравновешивает два конца спектра, и также уравновешивает мужскую и женскую энергии в человеческом организме.

Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз. Не рекомендуется людям с тяжелыми психическими заболеваниями и страдающим алкоголизмом.
Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 12:05

Зеленый
«Пассивность — это самое характерное свойство абсолютно зеленого цвета» (В. Кандинский)
Зеленый цвет статичен, он обладает накопленной потенциальной энергией (расшифровать накопленную энергию, самодостаточность). Чем больше синего добавляется к зеленому цвету, тем более холодным и сопротивляющимся становится психологическое воздействие этого цвета. Чистый зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, самоуважению человека, который противится всем внешним и внутренним изменениям и придерживается своих убеждений, стабильному чувству самооценки. Это пожалуй самый консервативный цвет. Люди, предпочитающие чистый зеленый, стремятся приобрести уверенную твердую манеру держаться. Индивиды, предпочитающие эксцентрическую манеру поведения, отвергают зеленый цвет.
Желто-зеленый цвет психологически означает раскрытие возможностей, желание встречи с новым. Зеленый при добавлении желтого освобождается от своей статичности. Иногда этот оттенок кажется совсем навязчивым.
Чтобы получить коричнево-зеленый цвет маслин, к чистому зеленому подмешивают желтый и черный. Тогда этот оттенок приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Выражает ощущение собственного тела и чувственное восприятие.
Зеленый цвет (компенсирующий красный) насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Зеленый цвет соответствует планете Венера.
Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.
Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 11:49

Синий
«Склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому» (В. Кандинский)

Чистый глубокий синий цвет вызывает безмятежный покой. При рассматривании этого цвета успокаивается пульс, снижаются функции бодрствования и кровяное давление, уменьшается частота дыхания. Символически синий цвет соответствует спокойной воде, женскому началу, флегматичному темпераменту, левой стороне, горизонтальному направлению, сладкому вкусу. Чувственное восприятие синего — нежность.
Светло-синий несколько отличен от темного. Его психологическая характеристика — беззаботное веселье. Психологически выбор светло-синего оттенка свидетельствует о беззаботности, беспечности, необязательности.
Темный сине-зеленый — оттенок напряженности и самоутверждения. Означает притязание на собственную значимость. Гордость здесь переходит в замкнутость, оригинальничанье и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий уверенный эгоцентризм.
Светлый сине-зеленый — самый холодный из всех оттенков. По этой причине его целесообразно использовать там, где необходимо создать оптическую иллюзию освежающей прохлады. Голубой как удовольствие означает покой, удовлетворенность, гармонию, как неудовольствие - это сковывающий покой, смертельная скука, неудовлетворенность. В состоянии восприимчивой взаимосвязанности он является предпосылкой для эстетического переживания и спокойного размышления. Голубой цвет соответствует символически женскому началу, горизонтальному направлению, левой стороне, флегматичному темпераменту. Это идеал единства и гармонии, символ исконной материнской привязанности, верности, самоотдачи.

Голубой цвет (компенсирующий оранжевый) слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет для китайцев - один из траурных цветов; в Индии - символ правдивости; в Бразилии - символ печали.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Физиология: помогает при бессоннице поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие.
Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.
С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и , оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять. При занятиях медитативными практиками полезно зажигать голубую свечу или голубую лампу. Способствует креативности.

Синий

Синий цвет (компенсирующий оранжевый) очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос и соответствует планете Юпитер.

Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.
Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция). С индиго проще переходить на более тонкие уровни сознания. Не рекомендуется людям склонным к сезонным депрессиям.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 11:27

Если к чистому желтому подмешать зеленый, то желтый будет более холодным и светлым. Кто предпочитает зеленовато-лимонный цвет, тот тормозит движущие импульсы, контролирует себя, наблюдает за другими и за своим поведением, чтобы не вступать в конфликты. Такое поведение стремится к максимальной сознательности и служит самозащитой. Люди, которым больше всего нравится зелено-желтый, всегда следят за тем, чтобы не подвергнуться опасной для них критике и не скомпрометировать себя. Этот цвет часто предпочитают фригидные женщины и импотентные мужчины, которые тормозят с помощью самоутверждения и самонаблюдения возбуждение и способность к отдаче.
Янтарный медово-желтый объединяет два противоречия: свет и легкость желтого и темноту и тяжесть коричневого. Коричнево- желтый выражает чувственную приятность. Предпочтение этого цвета говорит о потребности в счастливом пребывании, полном наслаждений и нежности.
Красно-желтый — смесь чистого желтого и красного, приближенная к оранжевому. Основное значение желтого в этом случае повышается в сторону активной интенсивности. Этот оттенок выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение, отсутствие благоразумной сдержанности.
В золотом освобождение желтого цвета усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золото выражает чувство лучезарного счастья.
Чем более желтым становится красный цвет, тем сильнее раздражение переходит в возбуждение. Целенаправленная энергия оптически чистого красного цвета теряет целевую направленность и в оранжевом цвете превращается в раздражающее, бесцельное и изнурительное состояние возбуждения. Оранжевый используют в том случае, если необходимо повысить предупредительную или сигнальную способность предмета.

Оксана Кобина комментируетПсихология визажа и цвета, Боди-арт и Фейс-арт терапия 30 декабря 2014 в 11:15

Желтый
Желтый — самый яркий и светлый цвет. Он воздействует легко, сияюще, возбуждающе. Соотносится с динамической, кинетической энергией. Желтый предпочитается людьми, ищущими изменений, странствий, освобождающих отношений. Вызывает чувство простора, освобождения, облегчения, озарения. Соответствует сангвиническому темпераменту, по временной характеристике — будущему.
Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, заметно, что он излучат свет, который движется из центра и почти зримо приближается к человеку. Желтый выражает психологическую способность к раскрытию. Врачи отметили пристрастие к желтому у беременных женщин, которых тренировали на «безбоязненные» роды. Психологически это закономерно: женщины нуждались в напряжении ожидания и раздражителе надежды, чтобы не погрузиться в состояние разочарованного, депрессивного расслабления. Предпочтение желтого наблюдается также у людей, которые из-за отсутствия жилья или неудовлетворительных домашних условий отправляются в путешествия (или очень хотели бы это сделать).
Желтый цвет (компенсирующий фиолетовый) теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый - долго сохраняется в памяти. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые и серо-яселтые оттенки олицетворяют зависть, фальшь и действуют отталкивающе. Желтый цвет соответствует Солнцу.

В Бразилии этот цвет - символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни; у мусульман Сирии - символ смерти. В Китае, наоборот, желтый цвет очень популярен, так как он является символом империи и великолепия. Для русского человека желтый цвет - это знак разлуки и измены.

Радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.
Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.
Яндекс.Метрика